Особенности развития органического производства в России
Закон об органическом производстве вступил в силу в РФ в 2020 году. Формируя законодательную базу этого перспективного направления АПК, он стал своего рода ответом на рост популярности продукции, произведенной без использования химических средств, на усиление тренда на здоровый образ жизни.
О том, какие сдвиги произошли в органическом производстве за последнее время, что мешает его более активному развитию, есть ли шанс у российских производителей достичь показателей развитых в этой сфере стран и как на это могут повлиять антироссийские санкции, «Интерфаксу» рассказал исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко.
— Как вы оцениваете первые годы реализации закона? Какие конкретно вопросы удалось решить? Оправдались ли связанные с ним ожидания?
— Ситуацию можно оценить двояко. С одной стороны, закон положительно повлиял на ряд аспектов, связанных с развитием органического сельского хозяйства в РФ, с другой — он не выполнил все те требования, ожидания, которые были у органического сообщества.
Важно, конечно, то, что закон активизировал среду саму по себе. Интерес к органике возрос не только со стороны властей и производителей, но и потребителей. В 2020 и 2021 годах спрос на органическую продукцию оказался несколько выше, чем в предыдущие годы. Кроме того, с момента, когда государство более четко определило свою политику относительно этого сектора, когда появились знак organic, реестр производителей и многие другие вещи, потребители стали больше доверять этим продуктам.
Закон сделал обязательным к применению ряд ГОСТов, которые регулируют различные аспекты производства, переработки и оборота органической продукции. Появилась возможность обратиться в Роспотребнадзор, если продукция оказалась не соответствующей определенному качеству, и потребовать, чтобы производитель, который поставил этот продукт на прилавок, был наказан. Закон также запустил ряд региональных программ поддержки органических производителей, и в ряде регионов эти программы наполнили деньгами. Решены и другие задачи.
В результате мы увидели, что за два года производителей органики стало больше. Если раньше прибавлялось от 5 до 10 новых органических производителей в год, то в 2020-2021 годах эта цифра дошла до 50 в год.
Интерес к органике стал выше и у торговли. Теперь, когда для органического производства определили правила, единую терминологию, ритейл видит, что сертификат производства, который внесен в реестр, правильный, продукция, которая стоит на полке, подлинная, и уже сам идет на то, чтобы продвигать ее. Мы увидели и рост продаж органики через интернет. Раньше мы говорили, что интернет-торговля не для органической продукции. Но пандемия подтолкнула этот процесс.
Кроме этого, мы видим, что развиваются и другие элементы инфраструктуры. Стало больше производителей биопрепаратов. Они тоже идут в сертификационные компании за получением допуска для применения своих биопрепаратов в органическом земледелии. Увеличилось число сертификационных компаний.
Источник >>