Продолжит ли развитие рынок органической продукции в России?
В Инновационном центре «Сколково» прошла выставка «Ингредиенты и добавки». В рамках деловой программы состоялась конференция на актуальную тему «Продолжит ли развитие рынок органической продукции в России: текущая ситуация и прогнозы».
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Дмитрий Черепнин оценил перспективы развития органики в регионе. «В этом году планируем сертифицировать еще как минимум три предприятия по производству ягод», — заявил он.
В свою очередь Александр Сосновиков, представитель компании NielsenIQ, проводящей маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса, медиаизмерения и исследования потребителей, подчеркнул, что большинство покупателей стали предпринимать определенные меры в управлении своими денежными средствами. «82% покупателей экономят. Фактически не осталось никого, кто не отметил бы роста цен: в общей сложности это 98% людей», — прокомментировал текущую ситуацию Александр Сосновиков.
Директор по международным проектам Роскачества Александр Чумак привел результаты замеров знания российского и международных органических знаков, которые Роскачетсво проводит каждый полгода. Последние замеры были сделаны в июне и декабре 2021 года. «За эти полгода знание российского знака, хоть и низкое – в 16%, выросло на 3%. За эти же полгода знание европейского знака снизилось на 3%. Причем у них и доверие снизилось на 1%, доверие к нашему знаку выросло на 1%. Вот эти 3%, которые органика российская получила, она, по сути, отвоевала у европейского знака. Я это так обычно интерпретирую», — сказал Александр Чумак.
Начальник отдела сельскохозяйственных субсидий Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии Андрей Дробышевский отметил, что ведется работа по созданию единого рынка органический продукции в рамках ЕАЭС. Это позволит избежать необходимости прохождения дополнительных процедур оценки соответствия в странах ЕАЭС. В ЕАЭС будут равнозначно признаваться три термина: «органический», «экологический», «биологический». «Прорабатывается возможность формирования единого знака соответствия для обращения такой продукции в рамках Союза. Планируется единый подход к регулированию ввоза импортированной из третьих стран продукции в качестве органической на общий таможенный рынок Союза. Планируется создание единого реестра производителей органической продукции», — заключил Андрей Дробышевский.
«В органике я бы дал зеленый свет всем органическим зарубежным продуктам. Кто только сможет ее в принципе сюда нам на российский рынок привезти. И эта продукция не будет нам конкурентом, это будет продукция, с помощью которой мы сможем лучше продавать свои продукты», — считает Президент группы компаний «Аривера» Илья Калеткин.
Руководитель проектов Фонда «Органика» Дмитрий Кравченко подчеркнул, что Фонд представляет максимум информации для потребителей, производителей, каналов сбыта и партнеров. «Мы в течение года проводим запись экспертных площадок, в которых принимают участие как производители, так и представители ритейла. Мы точно так же рассказываем о темах, связанных с органикой. Вы можете зайти и посмотреть, ознакомиться», — сказал Дмитрий Кравченко.
«Основная проблема, которую мы на своей стороне видим, — это незнание, непонимание покупателей, что такое органика», — согласилась с другими спикерами ведущий менеджер по развитию направления ЗОЖ онлайн-магазина «Утконос» Маргарита Смирнова. По ее словам, потребители считают органический сертификат маркетинговым ходом, в связи с чем необходима активная пропаганда органики.
«Одним из драйверов развития будет как раз вынужденный переход многих небольших и средних фермеров в органику», — прогнозирует председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. По его словам, следует обеспечить им бесплатную сертификацию и поддержку на переходный период.