Опыт развития органического производства: особенности, проблемы, пути решения
Фонд «Органика» в этом году выступил соорганизатором Пленарной сессии «Опыт развития органического производства: особенности, проблемы, пути решения» в рамках Конференции «Органическая и экопродукция: ситуация на рынке, перспективы развития». Мероприятие прошло в рамках выставки органической и экопродукции «ЭкоГородЭкспо 2023».
Участники сессии обсудили состояние мирового и российского рынка органической продукции, актуальные вопросы производства органики, опыт работы с биопрепаратами.
Участие в мероприятии приняли Председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов, Исполнительный директор Национального органического союза Надежда Степкина, Председатель Правления группы компаний «АРИВЕРА» Илья Калеткин, Председатель СППСК «Союз органических фермеров Кубани» Сергей Воданюк, а также производители органической продукции.
Модератором площадки выступил Директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин.
Рынок органической продукции
«На данный момент рынок органических продуктов динамично развивается. За последние 20 лет он вырос практически в 10 раз», — отметила Исполнительный директор Национального органического союза Надежда Степкина. По ее словам, мировой рынок органики составляет 164 млрд долларов США, к 2028 году объем рынка вырастет до 220 млрд долларов со среднегодовым темпом роста в 6%.
Объем российского органического рынка на данный момент составляет 12,8 млрд рублей. Стратегия развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года предусматривает увеличение объема рынка до 114 млрд рублей к 2030 году, подчеркнула Надежда Степкина.
В свою очередь, Председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов считает, что рынок органической продукции, который устоялся сейчас, будет существовать порядка 10 лет, а сложности с экспортом в ближайшие годы сохранятся. Если производители не приложат активные усилия, то рынок покупателей будет расти медленно.
Реализация органической продукции
Председатель СППСК «Союз органических фермеров Кубани» Сергей Воданюк выделили три основных направления продаж органической продукции: онлайн-торговля, сетевая торговля и локальные продажи.
Так, по данным сетевых магазинов, обособленное позиционирование органической продукции повышает продажи на 30%. Это связано с тем, что потребитель плохо понимает, что такое органика и не всегда может найти ее среди традиционных товаров.
Руководитель отдела продаж ООО «Чёрный хлеб» Александр Беседин привел опыт фермы по продаже продукции. Так, «Чёрный хлеб» реализует продукцию на экспорт, на корма, на переработку, предприятиям, которые заинтересованы в высоком качестве сырья, а также в розницу. В «Чёрном хлебе» отлажена система, в рамках которой менеджер продаж сопровождает первую поставку. Это позволяет нивелировать возможные проблемы при приемке продукции заказчиками.
Опыт применения биопрепаратов
По опыту ООО «Биосфера» (ГК «АРИВЕРА»), использование севооборота лучше сказывается на урожайности, чем использование отечественных биопрепаратов, заявил Председатель Правления группы компаний «АРИВЕРА» Илья Калеткин. Также у производителей биопрепаратов слабая клиентоориентированность (например, поддержка осуществляется только по телефону). ООО «Биосфера» готово перенять успешный опыт применения биопрепаратов у производителей органики.
Пленарная сессия «Опыт развития органического производства: особенности, проблемы, пути решения» способствовала не только всестороннему обмену опытом, но и углублению кооперации между производителями органической продукции.