Органика 2023: вызовы и перспективы
В рамках 32-й Международной осенней выставки продуктов питания WorldFood Moscow состоялась конференция на тему «Российская органическая продукция: производство, продажи, продвижение».
Организаторами мероприятия выступили Фонд «Органика» и Роскачество.
Участие в дискуссии приняли Директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин, Директор Департамента проектов устойчивого развития Роскачества Александр Чумак, Председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов, Генеральный директор ООО «Агриволга» Елена Яшаева, Директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Азбука Вкуса» Андрей Чурсин, заместитель руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти OZON Мухамед Хамуков.
Открывая конференцию, Александр Чумак отметил, что 46% потребителей считают, что производители продукции должны взять на себя инициативу по созданию устойчивых изменений (ESG). В свою очередь, 85% покупателей предпочитают органическую продукцию российского производства. Так, российской маркировке доверяет 73 % опрошенных.
Говоря о продвижении и популяризации органической продукции, Вячеслав Федюнин подчеркнул, что для любого производства, для любых продаж необходимо, чтобы потребитель знал, по крайней мере, что такое органика, что такое органическое сельское хозяйство и органическое производство. «Потому что без понимания, знания особенностей и отличительных характерных черт этой продукции сложно стать ее потребителем», — уверен он.
Просвещать население необходимо с раннего возраста, поэтому Фонд уже второй год подряд проводит в школах России региональный конкурс на знание темы органической продукции. Курс, который проходят ребята, позволит сформировать у них восприятие себя как осознанного потребителя. Через 5-10 лет они уже станут платежеспособными, а пока что они передают полученные знания своим родителям, бабушкам и дедушкам.
Сергей Коршунов подчеркнул, что сегодня производителям органической продукции следует ориентироваться на внутренний рынок или экспортировать продукцию в Турцию, ОАЭ или Китай. Экспорт в ЕС несет собой логистические и финансовые риски ввиду введенных против РФ санкций.
Елена Яшаева подробно познакомила аудиторию с деятельностью ООО «Агриволга». У агрохолдинга сертифицировано порядка 30 тыс. га под органическое сельское хозяйство, производится 77 видов продукции. Основные направления деятельности — это животноводство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции. «Агриволга» разводит крупный рогатый скот, овец и коз.
Принятый недавно закон, предусматривающий, что обозначения «эко» и «био» с 1 сентября 2024 года будут наносить только на сертифицированную органическую продукцию, улучшит условия для реализации органической продукции. Такое мнение высказал Директор по взаимодействию с органами государственной власти компании «Азбука Вкуса» Андрей Чурсин. По его мнению, возможность фальсификации, гринвошинга, будет сходить на нет, и добросовестные сельхозпроизводители получат возможность для увеличения своих продаж, потребитель будет приобретать только действительно органическую продукцию.
В свою очередь, заместитель руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти OZON Мухамед Хамуков отметил, что маркетплейс фиксирует увеличение спроса на органическую продукцию. Сейчас OZON тестирует свою «эковселенную», где аккумулируется образовательный контент, а также видео, в которых доступным языком рассказывается, как правильно читать этикетку и выбирать товары.
Так, встреча показала, что в России идут изменения в части узнаваемости органической продукции, есть перспективы развития внутреннего рынка. Большую роль в этом играют торговые сети. Производители, в свою очередь, вносят вклад, инвестируя в развитие органического производства.