Органика – не миф, а реально полезная история

Наша беседа началась с вопроса, терзающего умы многих наших читателей.
— Органическая, эко-, биопродукция – это одно и то же?
— В нашей стране органическая продукция — это, наверное, единственный вид продукции, который подлежит процессной сертификации, — отвечает Вячеслав Федюнин. – Сертификатор проводит исследование от семени, которое попадает в землю самого земельного участка, до всходов, транспортировки, переработки, упаковки и продажи готовой продукции. То есть на всех этапах осуществляется процесс контроля, чтобы, не дай Бог, не оказалось то, что может каким-то образом оказать негативное воздействие на саму продукцию и на её сырье. Это речь о растениеводстве, что касается животноводства, птицеводства — это еще сложнее. То же касается, например, дикорастущей органической продукции.
— Какая продукция признается органической?
— Органическая продукция – это экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным законом Федеральным законом №280-ФЗ. И если мы вернемся к приставкам «эко» и «био», то чаще всего это маркетинговое решение. К слову, с 1 сентября 2025 года вступит в силу принятый два года назад закон, обязывающий производителей сертифицировать свою «эко» и «био» продукцию в рамках органических стандартов. Это не просто оформление документов, а изменение всего технологического уклада компании, что повлечет огромные инвестиции.
— Чем органическая продукция отличается неорганической?
— В нашей стране некоторые аграрные компании ведут два вида хозяйствования: традиционное и органическое. В первом они используют различные средства для повышения урожая, во втором – это не должно быть. И если, например, у фермера для поля: для органики и неорганики – находятся рядом, то меж ними необходима буферная зона, которая не позволит проникать за счет ветра или воды вредным веществам на ту территорию, где есть органическая продукция.
— Фонд со своей стороны оказывает меры поддержки производителям органики?
— Органика – сложный бизнес, так как здесь существенную роль оказывают климатические факторы, о которых в рамках форума и говорят. Нестабильность экосистем приводит к тому, что урожайность падает. Если, например, мы можем регулировать объемы урожая в традиционном хозяйстве за счет активной химической защиты и за счет активного ввода минеральных удобрений, то в органике этого нельзя. Чаще всего в традиционном земледелии мы ставим на интенсификацию, то в органике – в приоритете экстенсивное развитие, то есть увеличение земельного надела. Есть региональные меры поддержки. Например, в Мордовии увеличена погектарная поддержка. Есть меры, связанные с компенсацией затрат на приобретение биологических средств защиты растений. Есть сертификация и так далее. Со стороны Фонда активно идет поддержка непосредственно производителей, направленная на финансирование расходов по сертификации, расходов по продвижению продукции на внутреннем рынке Российской Федерации, а также обучение в лучших хозяйствах производителей органической продукции для тех предприятий, которые планируют стать органическими. Каждый четвертый сертифицированный производитель органической продукции в России воспользовался мерами поддержки Фонда.
— А что с ценами на органику? Она дороже другой продукции?
— Если вы зайдете в обычный супермаркет, то обратите внимание, что цены отличаются минимально. Например, в том же «Перекрестке» цена литра органического молока 134 , рядом стоит традиционное молоко 114 рублей за 900 грамм. То есть очень близко по цене выходит. Есть отдельные позиции, например, пачка обычного традиционного сливочного масла 200 грамм стоит 250 рублей. Масло органическое будет стоить 340. Разница ощутима. Это связано с особенностями производства органической продукции. В сезон органические овощи и фрукты бывают дешевле аналогов традиционного растениеводства.
— Не могу не спросить про Национальный органический конкурс.
— Конкурс проводится Советом Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Роскачеством при поддержке Фонда «Органика». Мы как Фонд участвуем и финансово, и активно продвигаем эту историю. Через разные ресурсы, с разными производителями, в разных регионах. Цифры сами говорят за себя. В прошлом году было 46 регионов-участников. Сейчас – 63 региона. В голосовании по одной из номинаций – «Народный органический бренд» в прошлом году голосовало 160 тысяч человек, в этом году – 177 тысяч. Интерес растет. И люди понимают, что органика — это не миф или маркетинговый ход, а реальная история.
СПРАВКА «КП»
Невский международный экологический конгресс проводится с 2008 года в Санкт-Петербурге. Является площадкой для укрепления межпарламентского сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности государств — участников СНГ; формирования международной повестки дня, связанной с политикой в сфере экологической безопасности, во взаимодействии со специализированными институтами системы Организации Объединенных Наций. Способствует совершенствованию законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды; повышению роли экологического воспитания и образования населения, продвижению идей здорового образа жизни.
