Отечественный рынок органики сегодня
ProКачество: Какую поддержку ваш Фонд оказывает производителям?
Вячеслав Федюнин: Мы помогаем производителям в нескольких направлениях:
- Сертификация. Фонд компенсирует расходы, связанные с сертификацией органической продукции на конкурсной основе;
- Формирование спроса и продвижение органической продукции. Фонд помогает в организации коллективных стендов на ключевых с точки зрения позиционирования органики выставках;
- Организация стажировок. Стажировки проходят для тех, кто только собирается запустить органическое производство или уже реализует подобный кейс, но не хватает опыта. Повышают свою экоквалификацию участники стажировок на производствах, имеющих успешный опыт в этой сфере. В 2022 году организовано четыре стажировки. В этом намечено порядка семи.
Продвижение и стажировки – главные ключи для входа в органику-
Не имея знаний в этой сфере, даже тем, кто уже занимается традиционным сельским хозяйством, сложно погрузиться в особенности и освоить правила органического сектора.
Все проекты мы разрабатываем в тесной связке с бизнесом, чтобы они отвечали на запросы производителей органики и решали их основные задачи.
Информационную поддержку производителям органических продуктов оказывает наш медиапортал. На нем представлены все экопроизводители в стране. Они разделены по сертификатам, регионам, видам продукции и еще ряду критериев, по которым можно сделать выборку.
В органике контролируется весь процесс – от сырья до уже упакованного продукта, уходящего на полки магазинов.
Также у нас сформировано направление «Органическая полка» – мы видим всех, кто занимается продажей органической продукции. Эта информация также доступна и потребителям.
На портале есть раздел «Органическое меню», там представлены заведения общепита, которые работают с органическими продуктами.
ProКачество: Органика – относительно новое направление. Как законодательно регулируется эта сфера?
Вячеслав Федюнин: У нас есть закон «Об органической продукции» . В него регулярно вносятся поправки, которые расширяют перечень тех, кто может стать производителем такой продукции. Но тут важно не потерять те высокие требования, которые сегодня применяются к органике. Необходимо сохранить культуру производства, чтобы не потерять доверие потребителя.
Органический бизнес – это не грядка на даче. Эта деятельность требует обширных знаний в агрономии и больших финансовых вложений-
Производитель, которые хочет начать выпускать органическую продукцию, должен:
- иметь опыт и знания в сфере сельского хозяйства;
- быть готовым к расходам на организацию производства и приобретение техники.
Потому что эффект органики заключается в правильном использовании севооборота и техники. Еще больших вложений требуют животноводческая или птицеводческая отрасли.
ProКачество: Какую роль играет сертификация органической продукции в вопросах формирования доверия потребителя?
Вячеслав Федюнин: На сегодняшний день тема сертификации в большей степени лежит в плоскости недоверия российского потребителя к самой сертификации. Сейчас мы пожинаем плоды того периода, когда качество сертификации и доверие к ней были сведены к нулю.
Важно то, что сейчас сертификация и гарантирует, и контролирует все этапы – от качества земли, на которой будет выращено сырье для будущей продукции, до непосредственно качества конечного продукта и его упаковки.
Это дело очень трудоемкое и дорогостоящее, но именно благодаря затраченным усилиям сертификация становится гарантом соответствия органической продукции высоким требованиям стандарта.
ProКачество: Какие есть сегодня барьеры в сфере производства органической продукции?
Вячеслав Федюнин: Один из главных барьеров в нашем секторе – невысокий спрос. Сейчас развитие органического сегмента сельского хозяйства идет по эволюционному пути. Ускорить процесс могло бы внимание властей.
Так, к примеру, наш Фонд выступает инициатором различных мероприятий по теме органики. Наши представители выступают спикерами на различных конференциях и форумах. Но данные, на которые опираются эксперты, говоря о пользе органической продукции, основаны больше на зарубежных исследованиях.
На мой взгляд, отечественные исследования органики должны стать важным этапом государственной работы. Именно государство должно стать заказчиком исследований о пользе органической продукции, об эффекте для экологии и для здоровья человека.
Стоит отметить, что государство может стать главным акселератором органического рынка и основным заказчиком органических продуктов в рамках действующих законов о закупках для нужд учреждений .
Несмотря на то что Россия имеет все возможности для производства органики, сегмент этот пока еще очень слаб. На сегодняшний день ситуация такова, что у сетей запрос на органическую продукцию составляет 1% от общей доли. И только 20% от этого запроса приходится на органическую продукцию отечественного производства – всего 0,2% от общего запроса. Поэтому если продолжать двигаться эволюционным путем, то мы придем к более-менее значимому результату лет через пять-десять. Но можно быстрее, если с производителями органики будут заключать госконтракты.
Органика тесно связана с такими нацпроектами, как «Демография» и «Здоровье нации». Потому что от органических продуктов есть эффекты по сохранению здоровья, улучшению качества жизни и сохранению окружающей среды, которые подтверждены зарубежными исследованиями.
Необходимо понимать, что органическое сельское хозяйство не заменит в полном объеме традиционное. Потому что Россия является одним из ключевых игроков на мировом сельскохозяйственном рынке. Но для здоровья нашей нации развитие сектора органики даст положительный эффект.
ProКачество: Низкий спрос на органическую продукцию во многом обусловлен ее высокой стоимостью. Какова вероятность, что ситуация начнет меняться в сторону снижения цены?
Вячеслав Федюнин: Высокая цена органики обусловлена несколькими факторами:
- низкая конкуренция;
- малый период деятельности производителей органики.
Но ситуация постепенно меняется – восстанавливается плодородие почвы, появляются новые методы организации органического производства, появляются биопрепараты, которые позволяют защитить растения.
Ускорить этот процесс может только сформированный и осознанный спрос на продукцию такого типа.
ProКачество: Каков портрет современного российского потребителя органики?
Вячеслав Федюнин: Органическую продукцию чаще всего выбирают люди со средним и выше среднего уровнем дохода. 70% из них – женщины в возрасте 28-45 лет. Чаще всего эти женщины уже имеют детей и предпочитают здоровый образ жизни как для себя, так и для своей семьи.
Конечно, есть среди потребителей и мужчины.
В России главным мотивирующим фактором покупки органической продукции является именно забота о здоровье. За рубежом превалирует забота об экологии.
ProКачество: Как происходит работа с потребителем? Какие просветительские проекты реализует Фонд?
Вячеслав Федюнин: Работая с потребителем, мы выбрали молодежное направление. Наши усилия направлены на воспитание у детей осознанного выбора продуктов и понимания, что такое органика. Один из основных проектов в этом направлении – это конкурс на знание темы органической продукции среди школьников. Так, в прошлом году мы вышли на региональный уровень – в конкурсе приняли участие 637 школьников из четырех регионов .
Структура конкурса подразумевает не просто вознаграждение победителей, но и образовательную часть. Конкурс проводится в три этапа: предварительный, образовательный и этап выполнения конкурсного задания. Для реализации второго этапа профильный университет разработал для Фонда «Органика» дополнительную общеобразовательную программу естественно-научной направленности «Основы органического потребления: еда будущего – органическая или синтетическая».
Кроме того, в конкурс были вовлечены учителя и родители, что дало мультипликативный эффект – в тему органики были посвящены более 3 000 человек.
Также мы популяризируем тему органической продукции через СМИ и наш портал. С потребителями активно ведется работа в соцсетях. Общение происходит как через наши каналы, так и на площадках партнеров. Мы не являемся производителями контента, скорее выступаем в роли агрегатора, который ищет экспертов, собирает информацию и доносит ее до конечного потребителя в разрезе пользы, знаний, цены и качества.
Кроме того, наш Фонд выступает финансовым партнером Национального органического конкурса. Конкурс проходит уже второй год, он направлен не только на популяризацию органической продукции, но и на поощрение тех, кто занимается производством органики и кто помогает продвигать эту идеологию в народ.
Цель конкурса – развитие рынка органической продукции в Российской Федерации, формирование привычки к здоровому образу жизни граждан России, охрана окружающей среды и внедрение принципов устойчивого развития органического сельского хозяйства, поощрение передового опыта в развитии производства органической продукции как в нашей стране, так и в Евразийском экономическом союзе.
В этом году в конкурсе было 11 номинаций. В каждой из них были широко представлены:
- производители органики;
- молодежь, которая интересуется этой отраслью;
- регионы, которые поддерживают органическое сельское хозяйство;
- магазины, которые реализуют органику;
- СМИ, которые пишут об органике, и др.
Этот конкурс показывает отношение государства к теме органики, которая долгое время была незамеченной в нашей стране. Поэтому наш Фонд не мог не присоединиться к этому мероприятию.