С полок снимут «органическую» продукцию без российского сертификата
ФЗ 280 «Об органической продукции» разрешает маркировать товары словом «органика» только при наличии у производителей сертификатов соответствия требованиям производства органической продукции, однако проблема гринвошинга сохраняется. Госкомиссия по борьбе с контрафактом обязала сети и онлайн-магазины снять с полок «органическую» продукцию без соответствующего российского сертификата.
28 сентября заместитель Председателя Правительства РФ – Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров провел заседание Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В нем приняли участие представители Минпромторга России, Минстроя России, Минфина России, Минспорта России, Минздрава России, МВД России, Минсельхоза России, Миндальвостокразвития России, МИД России, Федерального собрания, руководители Минцифры России, ФНС России, Росстандарта, Россельхознадзора, ФТС России, Роскачества, Росздравнадзора, Росалкогольрегулирования, Росстата России и других ведомств, субъектов РФ, компаний и организаций.
Одним из вопросов повестки была проблема гринвошинга, когда за органические выдаются товары, не являющиеся экологически чистыми. Модный тренд на органику порождает недобросовестную конкуренцию, когда под видом органической продается:
- продукция с рисованными российскими сертификатами;
- несертифицированная продукция с маркировкой, содержащей слово «органическая»;
- продукция, сертифицированная за рубежом, официально не признаваемая органикой в России, но реализуемая в сетях как органическая (в такой продукции Роскачество выявляло одновременно несколько пестицидов, в том числе запрещенных к применению в мире).
Руководитель Роскачества Максим Протасов подчеркнул, что для дальнейшего развития отрасли важно не допустить дискредитацию сегмента в России и обращение на рынке псевдо-органики и напомнил, что по законодательству маркировка органической продукции знаком Органик и словами «органический» возможна только после ее сертификации в России аккредитованным органом. При отсутствии сертификата производитель не вправе использовать даже соответствующие надписи латинскими буквами. Поэтому необходимо усилить контроль за использованием в маркировке продукции слов «органический», в том числе со стороны офлайн сетей и маркетплейсов.
Для того, чтобы на рынке была представлена действительно органическая продукция, по итогам заседания был согласован целый ряд мер. В частности, Роскачество и Росстандарт продолжат работу по стандартизации требований к органическому производству и самой продукции, а также гармонизации российских стандартов с международными. В свою очередь, Минпромторг России направит в российские ассоциации разъяснения, согласно которым будет нельзя реализовывать продукцию под знаком «органической», не имея российского сертификата соответствия. Получить такой сертификат после процедуры сертификация можно, в том числе, в Национальном центре компетенций развития органической и «зеленой» продукции на базе Роскачества.