Соглашение о едином органическом рынке в рамках ЕАЭС будет подписано до середины 2023 года
С понедельника в Москве проходит 30-я международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2023». Одним из первых мероприятий в рамках деловой программы стала панельная дискуссия «Развитие сбыта российской органической продукции: внутренний и внешний спрос», организованная Роскачеством и АО «Экспоцентр».
В мероприятии приняли участие Первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Яцкин, Председатель комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, Заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова, Заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Алексей Забозлаев, Директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Армен Арутюнян, Директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин, Управляющий директор Центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк» Максим Коваленко.
Модерировала мероприятие замруководителя Роскачества Елена Саратцева, отметившая рост знания об органике среди российских потребителей.
Кроме основной темы мероприятия, многих собравшихся в это утро на дискуссии объединяло еще кое-что: конкурс на соискание премии за достижения в развитии российской органической продукции. Андрей Яцкин в своем приветственном слове отметил, что конкурс помогает привлечь внимание к теме органики у потребителей. Конкурс проводится под эгидой Совета Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Роскачеством при финансовой поддержке Фонда «Органика» уже второй год. Заявки принимаются до 10 марта в специальном разделе на сайте Роскачества.
Одной из важных проблем на рынке органической продукции сегодня является терминология. Многие потребители не понимают разницы между «эко», «био» и «органика». Совет Федерации давно работает над решением этой проблемы. Так, Александр Двойных сообщил, что законопроект по признанию эквивалентности терминов «эко», «био» и «органика» планируется принять во время весенних слушаний. Тогда «эко» и «био» будут наноситься на упаковку производителями только после процедуры сертификации в аккредитованном органе, как сейчас происходит с маркировкой «органический».
Как только закон будет принят, на повестку дня к обсуждению выносятся следующие меры по развитию органики:
1) Выделение отдельных полок под органическую продукцию;
2) Меры поддержки совместно с Минсельхозом России;
3) Информационная кампания по просвещению потребителей;
4) Работа с крупными агрохолдингами и производителями.
Александр Двойных выразил уверенность, что благодаря этим мерам спрос на органическую продукцию будет серьезно расти, так как возрастает число людей, более сознательно относящихся к тому, что они употребляют в пищу.
Весь 2022 год обсуждалась тема единого органического рынка на территории стран-членов ЕАЭС. Армен Арутюнян сказал, что соглашение о едином органическом рынке будет подписано до середины этого года. Таким образом, у всех стран-членов Евразийского экономического союза будут общие принципы развития органического сельского хозяйства.
Возвращаясь к вопросу об «эко» и «био», стоить отметить речь Яны Скляровой, которая также сделала акцент на недобросовестной конкуренции, которая возникает в сфере органики из-за отсутствия закрепленных определения понятий «эко» и «био». Будем надеяться, что после вступления в силу закона, о котором говорилось выше, эта проблема уйдет.
Следующим выступал представитель ХМАО — Югры Алексей Забозлаев. Он рассказал, что в регионе, занимающем пятое место по уровню жизни, есть 22 миллиона тонн запасов дикоросов. Имея такой колоссальный запас и видя спрос на экологически чистую продукцию, региональные власти стали развивать направление по производству органической продукции. Серьезная работа ведется совместно с Роскачеством, а также с Союзом органического земледелия. У Фонда «Органика» также планируется плодотворная работа с регионом по нескольким проектам в 2023 году.
Кроме того, Фонд занимается повышением знания об органике при помощи различных инструментов — участвует в выставках, организует коллективные стенды. Об этом заявил директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин. Он также отметил, что продвижение органической продукции связано со спросом, который пока не сформирован.
О том, кто сегодня является основным потребителем органики, рассказал Максим Коваленко. Он подчеркнул важность формирования культуры потребления натуральной и органической продукции среди семейных пар и женщин с детьми — аудитории, которая больше заботиться о здоровье. Основная мотивация таких потребителей — персональная, личностная, профессиональная реализация, воспитание детей, забота о здоровье, а также повышение своей кулинарной экспертизы.
В обсуждении темы органики приняли участие и представители Федерации рестораторов и отельеров, торговых сетей и производителей органической продукции. Начальник отдела Ультрафреш, Азбука Вкуса, Дмитрий Илюкевич рассказал, в частности, как сеть выделяет органическую продукцию в офлайне, и сказал, что Азбука Вкуса ожидает новых сертифицированных производителей.