Почему импортеры готовы покупать российскую органическую продукцию
Оборот российской органической продукции по итогам 2021 года превысил 16 миллиардов рублей. Сегодня производители в регионах Северо-Западного федерального округа по-прежнему работают с импортерами, несмотря на санкции Евросоюза. Основные проблемы возникают с логистикой и продвижением органических брендов на внутреннем рынке страны. Справляться с вызовами аграриям помогают меры господдержки.
Новый этап активного развития органического сельского хозяйства в России начался с 1 января 2020 года, когда вступил в силу 280-й Федеральный закон «Об органической продукции». Он позволил выстраивать государственную инфраструктуру для органики. Раньше она развивалась по принципу саморегулирования, однако возможностей и мощностей у хозяйств не хватало. Органическая продукция также недостаточно популяризировалась среди жителей страны. В результате борьба за потребителя была проиграна, а на полках магазинов можно было наблюдать засилье гринвошинга или так называемого зеленого фейка, когда обычную фермерскую продукцию маркировали под органическую. Новый закон позволил эту ситуацию переломить.
Впрочем, органика по-прежнему занимает незначительную долю рынка — всего 0,14 процента от всей российской продукции. Связано это с достаточно дорогими производственными процессами, которые влияют на цену конечного продукта.
В регионах СЗФО по состоянию на июль 2022 года сертифицированы лишь девять органических производств, которые сосредоточены в Новгородской, Вологодской, Калининградской областях и Санкт-Петербурге. В основном это предприятия пищевой промышленности, растениеводства и животноводства.
В Калининградской области официальную сертификацию прошло только одно органическое производство, изготавливающее детское питание, соки и напитки. При этом продукция завода соответствует не только российским, но и международным регламентам и стандартам пищевой безопасности, что позволяет поставлять ее за границу.
— В 2021 году завод произвел более 2,5 миллиона банок готовой органической продукции, а объем переработанного сырья составил 350 тонн, — пояснила министр сельского хозяйства Калининградской области Наталья Шевцова. — К сожалению, сегодня в регионе, помимо упомянутого завода по производству детского питания, отсутствуют сельхозпроизводители, продукция которых имеет статус органической. Инвесторов, заинтересованных в развитии данного направления, мы также пока не наблюдаем. Поэтому действующая госпрограмма Калининградской области «Сельское хозяйство и рыболовство» не предусматривает отдельных мер поддержки для органиков. Однако аграрии могут получить необходимую помощь по линии регионального фонда поддержки предпринимательства на проекты по импортозамещению, локализации производств или обеспечению логистической безопасности региона.
В Роскачестве полагают, что развивать органические производства на территории западного эксклава страны тяжело из-за географического положения и непростой геополитической обстановки. При этом потенциал у региона большой.
— Сегодня в 42 субъектах страны есть органические производства. Калининградская область была одной из первых, кто начал развивать это направление. Конечно, сложная геополитическая обстановка и расположение Калининграда не способствуют активному развитию органики, однако сертифицированные производители здесь есть, и правительство региона активно их поддерживает, — рассказала «РГ» на Всероссийском дне поля замруководителя Роскачества Елена Саратцева. — Надеемся, что после принятия стратегии развития органического производства мы обобщим весь существующий опыт и предложим региону новые решения. Это позволит области найти свое место в диверсификации поставок. Калининград может стать важным логистическим центром международной торговли. Один из заводов самого западного региона страны производит детское органическое питание. Мы считаем, что, сохраняя и развивая эту площадку, Калининградская область может найти свою уникальную нишу. Кроме того, сегодня в России нет точки развития органической аквакультуры. Возможно, Калининграду стоит более активно развивать это направление, тем более что одно из крупнейших предприятий отрасли находится в регионе.
В Вологодской области органические хозяйства начали активно производить иван-чай. В правительстве региона подчеркнули, что сельхозпроизводителям предоставят статус масштабных инвестпроектов. В Минсельхозе России уже рассматривают инициативу о присвоении знаменитому русскому напитку официального статуса сельхозпродукции.
— У производителей иван-чая амбициозные планы. Для этого есть все предпосылки: земли для выращивания, кадровый потенциал, транспортная инфраструктура, наличие бренда «Настоящий Вологодский продукт». Производство иван-чая позволит укрепить продовольственную безопасность Вологодчины и России, — отметил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Концепция развития отрасли, по мнению властей региона и компании-производителя иван-чая, позволит получать до ста миллиардов ежегодной выручки.
Эксперты полагают, что перспективы экспорта у российской органики большие. За рубежом потребитель по-прежнему готов покупать такую продукцию задорого. Основная трудность заключается в ее вывозе из-за усложнившихся логистических цепочек. Однако следует понимать, что зарубежному покупателю нужна локальная органическая продукция, произведенная из натурального российского сырья.
— По этой причине мы не увидим за границей наших отечественных органических брендов. Однако, например, в той же Германии хлеб, пюре или сок будут произведены из российского зерна, овощей и фруктов. Это нормальная практика, и ничего плохого в ней нет, — подчеркнул директор некоммерческого фонда «Органика» Вячеслав Федюнин. — Органика в целом довольно локальная, интерес к ней проявляют в основном небольшие хозяйства, для которых соотношение цены и качества является приоритетным с точки зрения сохранения позиций на рынке. Для крупных агрохолдингов быть органиками, наверное, не очень выгодно, если речь идет о доходах, расходах и перспективах развития.
Директор Фонда также добавил, что особое внимание необходимо уделить популяризации органических брендов в стране, устойчивый спрос на которые сегодня отсутствует.