Рост потребления органической продукции
По итогам 2021 года в России увеличение потребления органики составило 12%, и самая продуктивная программа поддержки производителей работает в Воронеже. По данным Национального органического союза, в сравнении с коронавирусным 2020-м годом темпы прироста несколько сократились (на четыре процента), однако он остаётся стабильно высоким.
Ранее, перед тем как вступил в силу ФЗ об органическом производстве (работает с 2020 г.), увеличение потребления органической продукции составляло не более десяти процентов ежегодно. Новая правовая норма позволила существенно ускорить темпы – однако пока не в той степени, в котором можно было ожидать.
За 2021 году бюджет превысил 220 млн евро, и около 80% пришлось на импорт. Ситуация не менялась, поскольку снижалось количество отечественных производителей, готовых к процедуре прохождения программы сертификации. Как показала практика, ряд юридических механизмов, которые предусмотрели в новом ФЗ, пока несовершенны и не могут нормально функционировать.
По информации экспертов, основным отраслевым тормозом роста потребления органической продукции остаётся отсутствие госпрограммы поддержки. Она особенно важна на начальных этапах. Подобные решения приняты на региональном уровне в ряде областей, однако пока этого недостаточно. Производство органики имеет множество пока не учтённых специфических моментов. К примеру – особенности сертификации, затраты на которую полностью ложатся на производителя. Или конверсия – переходный этап между традиционным и органическим производством.
Из десяти регионов, запустивших собственные программы поддержки, сегодня наиболее перспективной можно назвать Воронежскую. Региональные власти приняли на себя ряд обязательств, чем сильно помогают производителям. Вот некоторые из положений:
- полное субсидирование процедуры получения сертификата;
- выдаются субсидии на ½ стоимости биологических удобрений;
- развитая консультационная поддержка и т.д.
В перспективе остаётся увеличение политровой и погектарной поддержки. Ряд регионов поддерживает экспорт товара, но не выдаёт субсидий на сертификацию. Пока это приводит к следующим результатам: из без малого 200 компаний, которые выпускают органику, только половина имеет отечественный сертификат. Остальные ведут дела только с другими странами, преимущественно с Европой. Также есть организации, работающие с США и Японией. А вот с одним из самых перспективных партнёрских рынков, китайским, официально пока не сотрудничают.
По прогнозам экспертов, к 2030-му году доля россиян, которые будут потреблять органическую продукцию, при сегодняшнем состоянии отрасли составит около пяти процентов от всего населения. Приоритетом нашего фонда остаётся формирование культуры потребления органической продукции, которой сегодня в России нет. Спрос по-прежнему неустойчив из-за того, что основным фактом выбора товара потребителя остаётся цена, а конкуренция по-прежнему находится на низком уровне.