г. Москва, Пресненская набережная,
д. 10, стр. 2
Главная / Новости / Запуск проекта "Развитие малого агробизнеса" запланирован на 2026 год

Запуск проекта «Развитие малого агробизнеса» запланирован на 2026 год

Запуск проекта «Развитие малого агробизнеса» запланирован на 2026 год
7 июля 2025

Министерство сельского хозяйства России (Минсельхоз) готовит масштабный федеральный проект, призванный кардинально изменить положение дел в сфере малого агробизнеса. Запуск проекта «Развитие малого агробизнеса» запланирован на 2026 год, что подтвердила замдиректора департамента развития сельских территорий Минсельхоза Рената Бибарсова в ходе выступления на Дне российского поля в Волгоградской области. Этот проект обещает стать ключевым инструментом государственной поддержки фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, объединив все существующие меры господдержки в единую, системную программу.

Центральным элементом проекта станет развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции. Это предполагает комплексный подход, включающий в себя не только финансовую помощь, но и создание эффективной логистической сети. Планируется субсидирование строительства и модернизации складов, перерабатывающих предприятий, а также расширение возможностей для хранения и обработки сельскохозяйственной продукции.

Особое внимание будет уделено созданию современных холодильных и морозильных хранилищ, чтобы минимизировать потери и обеспечить сохранность продуктов на протяжении всего времени от производства до реализации.

Более того, проект нацелен на решение проблемы низких цен, диктуемых перекупщиками. Минсельхоз планирует ввести механизм субсидирования закупок продукции агроагрегаторами — специализированными компаниями, которые будут действовать как посредники между фермерами и потребителями, гарантируя более выгодные цены для производителей. Это должно исключить из цепочки посредников, работающих в своих интересах и зачастую принижающих стоимость продукции малых хозяйств.

Кроме того, будет предусмотрена государственная поддержка на сертификацию продукции. Это особенно актуально для органической продукции, продукции с повышенными качественными характеристиками, требующей подтверждения соответствия строгим стандартам. Получение сертификатов позволит фермерам увеличить конкурентоспособность своей продукции и выйти на новые, более прибыльные рынки.

Особое внимание в проекте уделено прослеживаемости продукции, что является важным аспектом обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Система прослеживаемости позволит контролировать качество продукции на всех этапах производственно-сбытовой цепочки, начиная от производства и заканчивая реализацией. Это не только повысит доверие потребителей, но и поможет улучшить репутацию российской сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. В частности, планируется предоставить субсидии на создание и внедрение систем прослеживаемости в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), что позволит им выходить на новые рынки с уверенностью в качестве своей продукции.

Важным аспектом проекта является содействие экспорту сельскохозяйственной продукции малого агробизнеса. В настоящее время многие малые производители не имеют возможности выходить на международные рынки из-за незначительных объемов производства и отсутствия доступа к эффективным логистическим и маркетинговым решениям. Данный федеральный проект направлен на решение этой проблемы путем консолидации партий товаров и оказания помощи в прохождении необходимых процедур экспорта. Объединение усилий малых производителей позволит им стать более конкурентоспособными на глобальном рынке и занять своё достойное место на мировой арене. В целом, запуск федерального проекта «Развитие малого агробизнеса» представляет собой серьезный шаг в направлении модернизации российского сельского хозяйства и поддержки малых фермерских хозяйств. Комплексный характер проекта, охватывающий все ключевые аспекты деятельности малого агробизнеса.

 

В августе 2024 года был утвержден закон, определяющий понятие «агроагрегаторы» – организации, содействующие доставке фермерских товаров в розничные сети. Закон вступил в силу 1 сентября того же года. Согласно новому законодательству, агроагрегаторы, представляющие собой сельскохозяйственные потребительские кооперативы, имеют право на всестороннюю государственную поддержку, включая льготное кредитование, страхование аграрных рисков, модернизацию оборудования и информационную поддержку в рамках государственной аграрной политики.

Критерии отбора агроагрегаторов определяются правительством. Количество поставщиков у агроагрегатора должно быть не менее пяти, при этом как минимум половина из них должна быть зарегистрирована и вести деятельность в том же регионе, где зарегистрирован и сам агроагрегатор (согласно данным ФНС). С целью поддержания конкуренции и предотвращения монополизации рынка, число поставщиков одного агроагрегатора не должно превышать 25% от общего числа фермерских производителей в данном регионе. Доля одного поставщика в общем объеме закупаемой агроагрегатором продукции не может быть более 20%, как в денежном, так и в натуральном выражении.
Поставщиками агроагрегатора могут выступать исключительно сельскохозяйственные производители и предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, являющиеся резидентами Российской Федерации.
Кроме того, установлено обязательное условие наличия у агроагрегатора мощностей для хранения сельскохозяйственной и пищевой продукции в объеме не менее 30% от общего объема закупаемой продукции.
По данным Росстата за 2024 год, фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели обеспечили 30,4% от общего объема производства зерна (в 2023 году – 30,8%), 11,9% сахарной свеклы (10%), и 39,2% подсолнечника (38,2%).
Производство картофеля и овощей в основном сконцентрировано в хозяйствах населения, которые в 2024 году собрали 59,1% от общего урожая картофеля и 46,6% — овощей (в 2023 году – 57,4% и 45,6% соответственно).

Источник >>

Подпишитесь на новости
Подпишитесь, чтобы первым узнавать о важных событиях

    Подпишитесь на новости